Дзюдо (Дзю означает «мягкость», что подразумевает «способность уступать». В этом дзю противопоставляется го, которое подразумевает силу. До, «путь», соответствует принципу духовного развития. Совмещая эти два элемента, дзюдо стремится быть «путем гибкости», больше интеллектуальной, чем физической.) – японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия. Школа дзюдо Кодокан в Японии открылась в мае 1882г. в XIX веке японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано, который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.
Дзигоро Кано родился 28 октября 1860 года в Микаге. Кано был хрупким ребенком, но очень одаренным. Его одноклассники часто были старше и физически сильнее, они постоянно издевались над ним и дразнили. Он решил изучить джиу-джитсу — искусство, которое помогает слабому победить сильного. Небезосновательно считая, что большинство видов спорта избирательно воздействуют на мышцы, Дзигоро Кано разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. Особое внимание занимающихся по его системе он обращал на необходимость выполнения действий как в правую, так и в левую сторону.
В 1882 году, будучи студентом Императорского университета в Токио, Дзигоро Кано основал частную подготовительную школу, Кано Дзюку, и школу английского языка. В мае он открыл школу Кодокан («школу обучения пути») в комнате с 12 татами в буддийском монастыре в Токио и начал обучать новой практике, «дзюдо». Метод Кано был заимствован полицией и военно-морским флотом, введен в нескольких школах и университетах.
Метод Кано сформировался из древних видов джиу-джитсу, которые основатель дзюдо практиковал или изучал, но он отбросил техники, нацеленные на убийство или нанесение травм. Захваты стали принудительными. Делая это, Кано снизил уровень жестокости. По тем же причинам, он усовершенствовал способы падения. Техническое содержание бросков было в основном взято из школы Кито, ударов и блоков — из школы Тенджин Синье.
Философия Кано основана на принципах трех культур: приобретение знания, обучение этике и развитие тела через практику физического образования. Он объяснял свою точку зрения следующим утверждением: «Здоровое тело — это не только непременное условие существования, но и основа ментальной и духовной активности». Он настаивал на целесообразности упражнений. «Каким бы крепким ни было здоровье человека, его существование остается бесполезным, если оно не направлено на служение обществу».
Образовательный подход отражен в методах обучения: рандори и ката — основные элементы образования, даваемого Кано. Рандори — упражнение, часто применяемое и в других школах, представляет собой вид тренировки, где каждому дается полная свобода выбора. Кано дал следующее педагогическое определение: «В рандори невозможно догадаться, что сделает противник; поэтому каждый должен быть готов справиться с внезапной атакой противника. Привычка подобного психологического отношения развивает высокую степень контроля и ясности».
Поскольку упражнения считались несовершенными из-за концентрации на специализации тела, к ним были добавлены ката или заранее подготовленные формы. Оставленная на тот момент на инициативу опытного дзюдоиста, практика ката быстро заняла важную часть в обучении Кодокан. Это сбалансировало физическую нагрузку рандори. Кано говорит: «Здесь я не придавал излишней важности соревновательному аспекту, как это было раньше, но искал комбинации упражнений, направленные на борьбу и тренировку ума и тела».
Дзюдо Кано — это прежде всего система образования. Она основана на принципах баланса «трех культур»: интеллектуальной, физической и нравственной, где только гармоничное развитие может обеспечить прогресс человека и, соответственно, свою полезность обществу.
Дзюдо представляет собой ситуационный, сложно координационный, ациклический, скоростно-силовой вид спортивных единоборств, суть которого сводится к поединку двух спортсменов-дзюдоистов, каждый из которых стремится одержать победу с помощью техники борьбы стоя (броски) или техники борьбы лежа (болевые приемы, удушающие захваты, удержания) в строгом соответствии с Правилами соревнований.
Как вид спорта дзюдо характеризуется сложносоставным характером подготовки, требующим условно равного внимания к развитию всех физических качеств спортсмена, необходимостью освоения сложно-координационной техники выполнения приемов, болевых приемов, удержаний и удушений как в стойке, так и в партере, базирующейся на управлении разнонаправленным и нециклическим движением собственного тела и пары противоборствующих тел. Заранее непредсказуемые тактические ситуации диктуют необходимость постоянного принятия быстрых и эффективных тактических решений, смены направления и уровня прилагаемых усилий от максимальных по уровню и амплитуде, до основанных на полном расслаблении и высочайшей точности. Наличие весовых категорий накладывает необходимость стратегически продуманной физиологической подготовки к соревнованиям, решения частой задачи набора или сгонки собственного веса, а также использования индивидуальных антропометрических особенностей и антропометрических особенностей соперника для достижения победы и построения эффективного тактического рисунка схватки.
Перед дзюдоистом ставятся цели физического воспитания, совершенствования сознания и подготовки к рукопашному бою. В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приемы, удержания и удушающие. От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешенных технических действий.
В настоящее время Кодокан дзюдо имеет в своём арсенале 67 приемов нагэ-вадза и 29 приёмов катамэ-вадза, на основе которых строится практически неограниченное количество вариативных техник.
Технический арсенал дзюдо включает в себя: - бросковую технику (нагэ- вадза); - технику обездвиживания (катамэ-вадза), включая удержания, болевые и удушающие приемы; - технику нанесения ударов по уязвимым точкам (атэми-вадза).
Удары и часть наиболее травмоопасных приемов изучаются только в форме ката.
Дзюдо культивируется в большинстве стран мира. Мировым центром его развития является Кодокан. Широкое распространение дзюдо во многих странах, включая Россию, подтверждает эффективность данного вида спорта в решении задач спортивной подготовки и совершенствования личности, оздоровления и укрепления организмов подрастающего поколения.
В Олимпийской программе дзюдо дебютировало в 1964 году, когда Японии было предоставлено право провести XVIII Летние игры. Окончательного олимпийского статуса дзюдо добилось в 1972 году в Мюнхене.
На сегодняшний день дзюдо входит во Всероссийский реестр видов спорта, является олимпийским и параолимпийским видом спорта. Развитием спортивного дзюдо в мире занимается Международная федерация дзюдо.
Развитие дзюдо как вида спорта тесно связано с организацией и управлением спортивной деятельностью, способствующей достижению результатов в соревнованиях. Характер спортивной деятельности влияет не только на формирование всех видов подготовленности спортсменов, но и выдвигает требования к психическим и личностно-характерологическим особенностям дзюдоистов. Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.
Воспитательная составляющая дзюдо определяет личностное развитие спортсмена, нивелирует недостатки в выработке волевых, нравственных качеств, приобщает к опыту социальных отношений. Воспитательный процесс содействует формированию моральных представлений об ответственности, взаимопомощи, уважения к окружающим людям и, как следствие, повышению коммуникабельности. Лица, занимающиеся дзюдо, осуществляют творческую деятельность, сопряженную с познанием человеком своих возможностей и способствующую их максимальному проявлению.
Абсолютная цель занятий дзюдо – улучшить себя, чтобы принести больше пользы окружающему миру.
Особенно сильное воспитательное воздействие дзюдо оказывает на личности занимающихся детско-юношеского возраста. Занимаясь этим спортивным единоборством, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.
Дзюдо по праву можно считать многогранным общественным явлением и действенным фактором физического развития подрастающего поколения, средством воспитания личности и, что очень важно, – самозащиты.
Степень | Ступень | Цвет пояса | Разряд ЕВСК |
6 КЮ | 1 ученическая | белый | нет |
5 КЮ | 2 ученическая | желтый | 2 юношеский |
4 КЮ | 3 ученическая | оранжевый | 1 юношеский |
3 КЮ | 4 ученическая | зеленый | 3 разряд |
2 КЮ | 5 ученическая | синий | 2 разряд |
1 КЮ | 6 ученическая | коричневый | 1 разряд |
Первый по присвоению ученической степени - 6 КЮ, самый значимый в ученической степени – 1 КЮ. |
|||
1 ДАН | 1 мастерская | черный | КМС, МС |
2 ДАН – 3 ДАН | 2 - 3 мастерская | черный | МС, МСМК |
4 ДАН – 5 ДАН | 4 -5 мастерская | черный | МСМК |
6 ДАН - 8 ДАН | 6- 8 мастерская | красно-белый | ЗМС |
9 ДАН-10 ДАН | 9- 10 мастерская | красный | |
Цвет всех поясов с 1 по 5 ДАН – черный, c 6 по 8 ДАН – красно белый пояс, с 9-10 ДАН - красный пояс. |